В восьмой главе Даниила даётся ещё одно видение о будущем, причём государства, действующие там, по крайней мере два первых персонажа, названы прямо. Видимо, чтобы исключить кривотолки, так как толкователи могли исключить Персию и Грецию из возможных вариантов, потому что символы употреблены совершенно другие, чем в седьмой главе. Тоже употреблены образы животных, но не те, что прежде. Не всякий толкователь догадается, что описываются прежние те же самые страны, он обязательно бы посчитал, что тут должно быть что-то иное, раз образы другие. Но этот казус показывает, что прочтение пророчества должно основываться далеко не на внешности символа только, но на всех свойствах изображаемого объекта.
Итак, года через два после видений седьмой главы о четырёх зверях, сменяющих друг друга, Даниилу показывается новое откровение. Хотя дело происходит ещё в Вавилонской империи (Нововавилонской), но Вавилон уже не отражён в видении, события начинаются с Персии, которая скоро захватит Вавилон.
Даниил видит барана, у которого один рог выше другого, и этот высший поднялся после, сначала выше был другой. Это указание на персов, которые стали со временем выше мидян, и этот признак указан в предыдущем видении медведем, стоящим не ровно на четырёх лапах, а на трёх, сместив центр тяжести.
Этот баран "бодал к западу, северу и югу" - опять указание на восточное положение страны, воюющей с могущественными соседями, но восточнее войн или врагов не было. Соперников этому барану не находилось, и он гордился своей силой и "делал что хотел".
Даниил говорит, что "внимательно смотрел" на эту картину, и он увидел, что с запада двигается, причём стремительно, "не касаясь земли", козёл, с приметным рогом на лбу "между глазами", настроенный также весьма воинственно. В смене исторических лиц мы узнаём Грецию, Александра Македонского как заметный рог, и его непобедимую фалангу. Его скорость отмечена, как вы помните, также и в седьмой главе четырьмя крыльями барса...
Увидев барана, он "рассвирепел" и бросился на него с яростью, и когда приблизился, разъярился ещё больше. Баран не смог устоять против этого нападения, и был повержен и растоптан. Греки, как победили, Мидо-Персия перестала быть империей, пришло время эллинского мира.
Козёл после победы значительно "возвеличился", однако пророчество описывает, что он недолго был великим - очень скоро рог "между глазами" сломался. Александр Великий умер в 32 года, едва успел победить всех. Говорят, что он даже заплакал после разгрома Персии, что больше не с кем воевать... Может быть, поэтому он так рано и ушёл.
После потери рога у козла "на его место вышли четыре других, обращённых на четыре стороны света". Это произошло разделение завоёванного между ближайшими сподвижниками Александра, который не назначил преемника, прошептав "достойнейшему" в ответ на вопрос о наследовании. Видимо, они не смогли между собой решить, все были слишком равны, и разделили как могли справедливо между собой завоёванное. Библия говорит о четырёх "царях", хотя поначалу делили на пять, но "Антигон с товарищами" оказались слабее остальных, и о них последующая история вроде как ничего особого не говорит, их территории были позже присоединены к кому-то из более сильных соседей.
Если бы наследие Александра не разделилось и оставалась единая страна, она была бы слишком сильна, что не входило в планы Бога, он ради подобного некогда смешал языки в древнем Вавилоне, чтобы снова позволять одной стране господствовать единолично...
Итак, четыре рога - четыре стороны света, четыре области, начавшие вскоре конкурировать и враждовать между собой. От одной из них, говорит дальше видение, вышел "небольшой рог, разросшийся к югу, востоку и прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал."
"Небольшой рог" сильно напоминает "малый рог" на четвёртом звере из седьмой главы. В принципе, это действительно всё те же силы и персоны. Разве что в седьмой главе маленький поначалу рог начинает действовать в христианскую эпоху в Европе, а этот "небольшой" начинается ещё до нашей эры. Но всё равно это Рим, исторический, в его возникновении и развитии.
Рог Рима поначалу небольшой, когда Греция была великой, он только развивался и был небольшим по размеру. Что интересно, его история гласит о неких пришельцах из Греции, поселившихся на берега Тибра в Риме и вроде они дали толчок развитию Рима. Между Римом и греческим миром была немалая связь, так что Рим, возросший из владений одного из четырёх осколков империи Александра, великолепно описан этим видением восьмой главы. Можно уточнить к чьему именно владению прилежал Рим, сейчас это мне не кажется важным.
Но он "разросся к югу, к востоку, и к прекрасной стране", то есть Палестине, где было сосредоточено внимание Бога в Его заботе о проекте народа, несущего свет миру (довольно безуспешному, так что Ему приходилось их неоднократно наказывать и очень тяжко). Рим захватил Египет, владение южной династии Птоломеев, также преуспел в восточных завоеваниях, и после этого начал быть тем царстом железа, побеждавшего практически всех. Евреи сами пришли к нему за помощью против эллинских угнетателей, заключили договор о помощи, по которому позже Иудея стала зависимой от Рима. Так "прекрасная страна" попала под власть "небольшого рога".
Рим, будучи хозяином в Иудее, несёт ответственность за смерть Христа, так как иудеи не имели власти судить на смерть и казнить, поэтому они и вынуждали римского прокуратора вынести обвинительный приговор Христу. Солдаты Рима прибивали к кресту Иисуса, так что понятно, почему пророчество говорит, что этот рог "вознёсся на Вождя" небесного воинства.
Рим стал силен в силу многих здравых принципов, свойственных ему при начале, но пал, когда моральное разложение охватило многие слои империи. Там, где такое разложение, в том числе государственных органов, там Бог всё больше вытесняется и место занимается дьяволом. Дьявол в своё время обрабатывал и увлёк обманом за собой многих сторонников и сочувствующих с неба, почему Рим и лукавый объединяются в одно этими словами о "скидывании на Землю части небесного воинства и звёзд"... Один принцип жизни, один обман, единое желание унизить и растоптать.... Подобным приёмом пользуется Бог и в пророческом описании у Иезекииля и Исаии, описывая Люцифера как царя Тира или Вавилона, соединяя общие черты в один образ.