3
« : 14 Февраля 2024, 00:47:39 »
По поводу "правой щеки" - ответ очень интересный, и я согласен с основой, однако в случае с ответом Иисуса надо учесть момент порабощения евреев римлянами. Скандалы между собой проходили по этому сценарию, однако примерно то же, только на чуть иной почве, происходило между евреями и римлянами. Мечтой Израиля было восстановления величия их народа, и что Мессия, придя, непременно избавит их от ига поработителей.
И что они слышат по этому поводу от Того, Кто претендует быть Мессией? А Иисус ставит им условия, чтобы они сначала признали Его, и не просто признали, но и подчинились Его правилам. И если народ только приветствовал это, то все те, кто уже были при делах, ощутили, что Он возьмёт их на должности при Своём царстве не каждого. И чем выше, тем меньше они годились Ему....
Недавно слышал претензии от современных евреев из Израиля, что Иисус не выполнил мессианской задачи, не избавил евреев от римлян и не восстановил Израиль, а посему был лжемессией.... А Он должен был их избавлять прямо так, как они были? Он же им предлагал много раз сначала перейти на Его сторону - и чудеса всякие в ознаменование своих требований предъявлял, а они новые знаки требовали, что Он это Он... Именно за то, что они были виноваты, что перед Пленом, что после, что действовали по своему, они и были в столь печальном положении...
Но это лирическое отступление, вернёмся к теме "подставь щеку" - оккупанты с ними обращались грубовато местами, и Христос обобщил их претензии и ответил на них, что они находятся не в том положении, чтобы драться своими силами с римлянами, им просто не справиться, их сметут. Когда бьют по правой щеке, как верно отметил Марк, то это удар либо левой рукой, либо удар наотмашь, тыльной стороной правой руки. Это удар не на поражение. а оскорбление, унижение, - его наносят когда обидчик знает, что сопротивления не будет...
Можно ли слуге отвечать господину ударом, когда он его наказывает? - вроде можно, только что толку - один смех выйдет, для окружающих, а самому ответившему беда. Поэтому Христос и выворачивает - подставь другую щеку, морально покажи, что ты умеешь держать удар. Это, по детски сказать, будет выпендривание перед сильным - он тебя оскорбил пощёчиной, а ты поворачиваешь ему другую щеку, демонстративно. И ведь далеко не всякий ударит в этом случае... Забитый раб не может этого сделать... И если вдруг обижаемый обращает к тебе другую щеку, это ведь бунт.... Натуральный бунт. А рука не поднимается...
В старые времена нас учили, что торжество прогрессивных сил не могло состояться по причине неразвитости производительных сил общества. Тупик, Спартак с рабами восстали, а рано оказалось, фальшстарт, зря, не могли они победить - вот что я выносил с уроков истории. Только в Советском Союзе социализм позволил угнетённым вздохнуть свободно, а до этого - всё бесполезно и бессмысленно.............................
Так вот Иисус поставил дело в той безнадёге несколько иначе. Моральная победа веры... И те, кто так могли сделать, могли это делать лишь следуя за Ним, признав Его Мессией, став на более высокую ступень осознания реальности. Если бы большинство народа приняло Его, то и с римлянами было бы решено быстро и просто, но они предпочли ложных учителей, к которым привыкли, кто был ближе и примитивнее.